ЭТИКЕТ ЯПОНСКОГО МЕЧА: НОШЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СЛЕВА, ПРАВИЛЬНОЕ СТРЯХИВАНИЕ КРОВИ, МИФ О НОШЕНИИ ЗА СПИНОЙ, ЗАЧЕМ СИДЯ МЕЧ КЛАЛИ СПРАВА. ЧАСТЬ I. Ни в одной другой стране не был так развит этикет меча, как в Японии. Именно меч постепенно стал “душой самурая”. Культ меча породил этику меча, нарушение которой смывалось только кровью. На протяжении всей истории японские мечи носили несколькими различными способами. Стиль, наиболее часто встречающийся в фильмах о самураях, называется "буке-дзукури", с катаной (и вакидзаси, если этот меч также присутствует), повёрнутой изгибом вверх, с ножнами, протянутыми через оби (пояс). Первоначально мечи носили лезвием вниз. Это был более удобный способ ношения очень длинных мечей. Так же, подобным образом, самураи предпочитали носить мечи если они в доспехе или верхом на лошади. Большая часть самурайских доспехов затрудняла быстрое извлечение меча из любой другой области на теле. Когда самураи были без доспехов, то, обычно, носили мечи лезвием вверх. Это позволяло извлечь меч и нанести удар одним быстрым движением. В одном из таких способов извлечения меча самурай опускал ножны вниз почти под прямым углом и немного вытаскивал их из пояса левой рукой, затем, схватив рукоять правой рукой, выхватывал меч, одновременно возвращая ножны в исходное положение. С конца XVI в. исключительное право ношения длинного меча дайто, а также пары мечей дайс¼ закрепилось за самураями и придворной аристократией кугэ. Горожанам разрешалось носить лишь короткий меч (сёто) и то только во время больших праздников или путешествий. Крестьянам, как и во всем мире, запрещалось иметь оружие. Особенно строго за исполнением закона о праве ношения мечей (тайто-гомэн) следили в мирный период Эдо (1603 -1868 гг.). Дайсё (大小, дайсё:, буквально «большой-малый», пара мечей самурая, состоящая из дайто (длинного меча) и сёто (короткого меча)) всегда носили на левой стороне корпуса в ножнах (сая), заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Так продолжалось до второй половины XIX века, после чего в императорскую армию вернулась старая традиция подвешивать оружие к поясу лезвием вниз, которая просуществовала до самой капитуляции Японии во Второй мировой войне. Все для правши, никаких исключений для левши, которых просто "из под палки" переучивали на правую руку. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку («эпоха воюющих провинций») в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Длина дайто — более 60,6 см, длина сёто — 30,3-60,6 см. Также в качестве сёто мог использоваться кинжал-танто, длина клинка которого не превышала 30,3 см. Так часто поступали, если в роли длинного меча выступал тати. В то время катана выполняла роль сёто, а в качестве дайто использовался меч тати. А уже в XIV—XV вв. катаной стал называться длинный меч (соответственно, катана стала выполнять функцию дайто). В качестве сёто при нём стал использоваться короткий меч вакидзаси. С XV века катана (с XVI века перенесли это название на мечи утигатана) вытеснила тати как оружие для пешего боя (в древности катанами называли кинжалы). Она носилась в ножнах, закреплённых на поясе с помощью ленты из шёлка или иной ткани (сагэо). Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто). Обычно в бою использовался только один из мечей дайсё. Бой двумя мечами одновременно относился к экзотической технике Рёто (両刀術), которая была частью школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. Подобная техника является также частью школы Хёхо Нитэн Ити-рю (яп. 兵法二天一流), созданной Миямото Мусаси. Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом — бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другие социальные классы могли использовать для ношения только вакидзаси или танто. Ношение самурайской катаны требует исполнения особых ритуалов. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В помещении (например, в общественном заведении) и в гостях с катаной всегда расставались у входа — оружие ставили на особую подставку лезвием вверх, либо оставляли у слуги. В дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только глава клана (даймё) или самурай, стоящий рангом выше хозяина. В других случаях длинный меч необходимо было снять (в знак добрых намерений) и оставить в прихожей или отдать слуге, который относил и с соответствующими почестями клал его на специальную подставку. Сидя – меч кладут справа рукоятью вперед и лезвием к себе (лицевая сторона омотэ направлена вниз). В обычных же случаях, поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. Любые движения в сторону меча гостя считались недостойными, а попытка коснуться его или тем более оттолкнуть в сторону воспринимались как вызов. В некоторых местах требовалось оставить и вакидзаси, но не везде — чаще всего именно этот короткий меч становился оружием последнего шанса, если где-нибудь на приеме самурая все-таки решили убить. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причём вакидзаси не снимался, или лежал всегда рядом, даже в бане. Положенный справа от себя меч означал доверие к собеседнику, так как из этого положения было труднее всего привести меч в боевую готовность. Стоя, при приветствии, его полагается держать в правой руке за ножны возле гарды острием вперед и лезвием вверх. Женщинам из самурайских семей разрешалось носить меч, только когда они находились в дороге одни. Кроме того, меч надевали придворные дамы в случае пожара во дворце. Мечи всегда занимали самое видное место в доме самурая – в специальной нише (токонома) в главном углу комнаты на подставке для мечей. Горизонтальная подставка для мечей называлась катана-какэ, а вертикальная – тати-какэ. 28 марта 1876 года в Японии был принят закон о запрете ношения мечей для всех, кроме военных и полицейских, а также людей в церемониальной одежде. Многие были недовольны этим запретом, поэтому в то время получило распространение ношение катаны в необработанных деревянных ножнах (сарасая) и без каких либо украшений и инкрустаций. Таким образом боевая катана становилась похожей на деревянный меч — бокуто. Многие, интересующиеся историей самураев, уверены, что эти служилые люди средневековой Японии, часто носили мечи закрепленными за спиной, причем не только во время похода, но и в боевой обстановке. На самом деле это не более чем миф. Заблуждение возникло из-за некорректной трактовки некоторых японских гравюр и впоследствии было поддержано авторами современных исторических романов и кинофильмов. В реальности японские воины никогда не носили оружие подобным образом во время боя. Это было неудобно и к тому же очень опасно. Тем не менее в современных исторических фильмах и сериалах, посвященных японским самураям, часто можно видеть, как эти воины носят свои мечи закрепленными за спиной – при этом ножны прикрепляются наискосок так, что рукоятка меча оказывается возле правого плеча. Еще чаще таким способом носят свое оружие легендарные синоби (более известные как ниндзя) – разведчики-диверсанты, использовавшиеся в век самурайских войн в качестве осведомителей и бойцов частей «специального назначения». Причем не просто носят, но еще и время от времени эффектно выхватывают клинок из-за спины и отрубают своему противнику голову. Наверное, именно из-за этого у зрителей складывается впечатление, что подобный способ носить оружие в бою был в те времена весьма обычным делом, хотя на самом деле мечи тогда так не закрепляли. Ну, во-первых, это неудобно. Следует заметить, что классический японский меч с легким изгибом и односторонней заточкой клинка появился в начале Х века нашей эры – до этого японцы пользовались прямыми обоюдоострыми мечами. С той поры и до 1945 года, когда мечи были исключены из списка армейского оружия, их длина мало изменилась. Длинный меч, который в разные эпохи назывался по-разному (тати, ути-гатана, катана), имел длину клинка от 75 до 85 сантиметров. Правда, во второй половине XIV века в моду на короткое время вошли мечи с очень длинным клинком – от 1 до 1,2 метра, но это «увлечение» длинными мечами достаточно быстро прошло (да и использовали их только кавалеристы). Итак, представьте себе, что у вас за спиной закреплен изогнутый меч длиной около 85 сантиметров. Как вы думаете, сколько времени потребуется для того, чтобы извлечь его из ножен? Такие эксперименты проводили с боккэном – деревянным макетом японского меча. В итоге получилось, что достать такой меч из-за спины и нанести удар быстрее, чем за три секунды, просто невозможно. В ситуации же, когда меч закреплен за поясом, его удавалось извлечь за одну секунду и сразу же нанести удар. Кроме того, в комплекте доспехов японского воина был такой элемент, как содэ – прямоугольные щитки, крепившиеся на плечах с верхней стороны. Конечно, далеко не все воины имели подобные наплечники, однако многие самураи старались заполучить их себе, поскольку они хорошо защищали самую уязвимую в бою часть руки. Так вот, если воин, облаченный в такие наплечники, будет вытаскивать меч из-за спины, то он рискует задеть ими за назатыльник шлема или же в случае отсутствия оного просто ударить себя по затылку. Выхватывать же меч из-за пояса содэ никак не мешают. Во-вторых, это опасно! Одной из особенностей японских доспехов была… очень слабая защита подмышек. Дело в том, что кираса до имела достаточно большие вырезы спереди, для того чтобы не стеснять движения рук. По этой же причине плечи снизу никак не защищались. Таким образом, даже если воин просто поднимал руку вверх, то на секунду перед его противником открывалась совершенно незащищенная подмышка. В принципе этого времени было уже достаточно для того, чтобы нанести удар в это слабое место. А если учесть, что процесс извлечения меча из ножен, закрепленных за спиной, занимал не менее трех секунд, то легко догадаться, что самурай, носящий во время боя оружие именно таким образом, рисковал сразу же расстаться с правой рукой, а еще через секунду – и с головой. Что же, теперь становится понятно, почему самураи никогда не носили мечи за спиной в боевой обстановке – это было неудобно и опасно. Однако почему же на некоторых старинных гравюрах самураев изображают с мечами, закрепленными за спиной? Дело в том, что иногда им все-таки приходилось это делать, например, когда воины при штурме крепости карабкались на стены (скалы, крались среди кустарника ползком и т.д.). В этой ситуации меч, прикрепленный около пояса, цеплялся бы за лестницу и мешал подниматься вверх. Также оружие закрепляли за спиной во время переправы через реку – меч, засунутый за пояс, могло унести течением. Однако после того, как река оставалась позади, или тогда, когда самурай все-таки поднимался на стену замка, оружие возвращалось туда, где ему и следовало быть, – в район пояса. Когда ниндзя надо было забраться на стену, он прислонял к ней меч или в ножнах упирал его в землю, вставал ногой на цубу (гарда) и, таким образом, использовал меч как вспомогательную лесенку. В завершение оружие затягивалось вверх за ремешок, прикрепленный к ножнам. Получается, что старинные гравюры все-таки не лгут – случаи, когда японские воины закрепляли свои мечи за спиной, действительно имели место быть. Однако именно они скорее всего и послужили источником заблуждения, согласно которому самураи и ниндзя носили мечи за спиной во время боя. И, поскольку данный миф до сих пор активно поддерживается кинематографом и авторами исторических романов, судя по всему, ему обеспечена весьма долгая жизнь.

Теги других блогов: этикет ношение японский меч